Успение пресвятой богородицы у западных христиан. Католики отметят праздник взятия на небо пресвятой девы марии День в истории

15 августа Католическая Церковь отмечает торжество Успения (взятия в Небесную славу) Пресвятой Девы Марии.

В Святом Писании мы не находим информации об этом событии. По этой причине некоторые фундаменталисты, буквально интерпретирующие Библию, не разделяют веру в это событие. Тем не менее, размышления о роли нашей Благословенной Матери в тайне Спасения становятся основой для нашей веры в Успение. Мы твёрдо верим, что с самого момента зачатия Мария была освобождена от первородного греха по особой милости Всемогущего Бога. Архангел Гавриил называет её «благодати полной» и «благословенной между женами». Мария была избрана, чтобы стать матерью нашего Спасителя. Она зачала от Святого Духа Господа нашего Иисуса Христа. Так через неё истинный Бог стал истинным человеком: «Слово стало плотью и обитало с нами». Несмотря на ограниченное число упоминаний в Евангелии, Мария всё время представляет Господа другим людям: Елизавете и её сыну, Иоанну Крестителю, который радостно взыграл во чреве матери в присутствии Господа; простым пастухам и мудрым волхвам; людям в Кане Галилейской, когда Господь совершает первое чудо по просьбе Своей матери. Мария также стояла у подножия креста своего Сына, участвуя в Его страданиях через материнскую любовь, и в то же время, как Его ученица, она отважно стояла там с надеждой на воскресение. И, наконец, она пребывала с апостолами в день Пятидесятницы, когда сошёл Дух Святой и была рождена Церковь. Таким образом, мы видим Марию как преданную слугу Господа, глубоко разделившую Его рождение, жизнь, смерть и воскресение.

По этим причинам мы считаем, что обещание жизни вечной и воскресения во плоти, которое Господь дал каждому из нас, было исполнено для Марии. Поскольку она была освобождена от первородного греха и его последствий (одним из которых является тление тела после смерти), разделила жизнь и Страсти Господа, Его смерть и воскресение, приняла Духа Святого в Пятидесятницу, Мария являет нам образ ученика, участвующего в воскресении телесном и прославлении Господом в конце земной жизни.

Опираясь на такое понимание, Папа Пий XII в апостольской конституции Munificentissimus Deus от 1 ноября 1950 года торжественно провозгласил, что «Непорочная Матерь Божья, Приснодева Мария, завершив свой жизненный путь на земле, была взята телом и духом во Славу Небесную». Обратите внимание, что эта формулировка не уточняет, умерла ли Мария физически, прежде чем вознестись, или просто была вознесена. Она лишь говорит: «завершив свой жизненный путь на земле, была взята телом и духом во Славу Небесную».

Умерла ли Мария прежде, чем была вознесена? Или просто «уснула»? Была ли она похоронена? Церковь не даёт нам конкретного ответа, потому что традиция не ясна. Согласно апокрифическому сборнику Transitus Mariae, авторство которого приписывается святому Мелитону Сардийскому, Мария умерла в присутствии апостолов в Иерусалиме, после чего её тело исчезло, либо же было погребено и потом исчезло. Похожую историю передаёт и святой Иоанн Дамаскин.

Однако же эти истории не должны иметь приоритет над богословским обоснованием нашей веры в Успение Пресвятой Девы Марии. Мы должны помнить, что Отцы Церкви защищали догмат об Успении по двум причинам. Так как Мария была безгрешной и Приснодевой, её тело не могло пострадать от первородного греха после смерти. Кроме того, так как Мария родила Иисуса Христа и как его мать играет особую роль в искуплении человечества, она также должна душой и телом разделить Его воскресение и славу.

Тем не менее, благочестивые предания популяризировали термин «Успение», отражающий представление о том, что Мария в конце своей земной жизни именно «уснула», после чего была принята в Небесную славу. Византийский император Маврикий (582-602) установил праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа для Восточной Церкви (некоторые историки полагают, что празднование было уже широко распространено перед Эфесским Собором в 431 году). К концу шестого века этот праздник закрепляется и на Западе под названием «Успение».

Сегодня мы празднуем уникальное окончание земной жизни одной из самых уникальных женщин, когда-либо живших на земле: Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

О празднике

Празднование Успения Пресвятой Богородицы (Assumptione Beatae Mariae Virginis) посвящено воспоминанию телесного вознесения на небеса Божией Матери Марии. Этот праздник в католической церкви имеет статус торжества (высшая степень в иерархии католических праздников) и отмечается ежегодно 15 августа. На Востоке и на Западе Европы он имеет различные названия. Греки называли его «Koimesis» - «Погружение в сон» (на церковно-славянском — Успение). В Западной Европе закрепилось латинское название «Assumptione» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу». Ранние христианские памятники содержат различные и, зачастую, противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа.

Говорить о Марии трудно, поскольку никто не может себе представить ту полноту благодати, которой Она была наделена. Её доверие и упование на Бога было безграничным. С Её верой не сравнится ни вера патриархов, ни пророков, ни даже Иоанна Крестителя. Она единственная уповала на Бога всецело.

Это была вера зрелой женщины, с присущей ей простотой невинного ребенка, разум которой не был замутнён грехом. Когда архангел Гавриил открыл ей Божий замысел, Мария рассуждала в своем сердце, а не в разуме, как это делаем мы. Она верила, что Бог не будет требовать от неё невозможного (хотя, по-человеческим меркам, это полностью противоречило логике), поверила, что раз Бог Сам был создателем этого замысла, то Он и позаботится о его благополучном исполнении.

Исходя из жизненного опыта, видим, что нам так далеко до совершенства Девы Марии в подражании Христу. Ведь Она свободна от первородного греха. Тем не менее каждый из нас призван сочетать в себе доверие ребёнка с рассудительностью старца и стараться дабы наша веры была похожей на веру Марии.

Святая Тереза Младенца Иисуса однажды полушутя сказала: «Мне больше повезло, чем Деве Марии, поскольку у Неё не было Небесной Матери, которую Она могла бы любить всем сердцем, а у меня есть». Нам не дано достичь совершенства Девы Марии, но нам дана Она Сама, чтобы помочь нам исполнить Божью волю.

История праздника

Начиная с 5-го века нашей эры, ещё в древнем Лекционарии Иерусалима — 15 августа начали называть днем Марии, Матери Божьей. В начале шестого века в Палестине и Сирии этот день отмечали как праздник Успения Пресвятой Богородицы. Символом этого праздника стал переход Марии от этого мира к небесам. По преданию, Бог взял Марию на небо с душой и телом. Император Маврикий объявил этот праздник обязательным на всей территории Восточной империи. В Иерусалиме празднование проходило в храме, расположенном рядом с Гефсиманским садом, где находился гроб, из которого, как считалось, Мария была взята на небо.

В Европе первоначально праздник Марии прижился сначала во Франции, но праздновали его 18 января. Только в 6 веке этот праздник стали отмечать 15 августа, а в конце седьмого века, Папа Сергий I, родом из Сирии, переименовал его в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Характерной особенностью празднования этого дня было шествие, которое начиналось от церкви святого Адриана, расположенной на Римском форуме до базилики Санта Мария Маджоре. В следующем столетии праздник переименован на Успение Пресвятой Девы Марии. Такое название мы находим в Григорианском «Sakramentarium», который папа Адриана I отправил императору Карлу Великому.

С конца Х века с праздником Успения Пресвятой Девы Марии соединяют обычай благословения лекарственных трав. Этот обычай ссылался на древнюю восточную традицию, которая праздник 15 августа связывала с благословением полей. Во многих католических храмах в этот день благословляют плоды полей, огородов и садов.

Догмат Успения Пресвятой Девы Марии

Догмат об Успении Пресвятой Девы Марии как Торжество был провозглашен Папой Пием XII 1 ноября 1950 года. Суть догмата была высказана в коротком предложении: «В конце своей земной жизни, непорочная Богородица, Дева Мария, была взята с телом и душой в небесную славу».

Официальный догмат Успения Пресвятой Богородицы является относительно молодым, но вера в эту истину существует в Церкви чуть ли не с момента своего создания. Подтверждает эту истину великий почитатель Марии святой Иоанн Дамаскин, который в своей проповеди на Успение Богородицы сказал: «Это было логично, что бы Та, которая родила миру Спасителя, сохранила непорочную девственность, также после смерти тело осталось нетленным. Было логично, что бы Та, которая носила в своей утробе Творца, как Младенца, была принята в Божественное жилище».

Содержание торжества

Успение Пресвятой Богородицы воспевает величие человеческой природы. Здесь мы находим источник истинной радости и прославления Бога. Прославляя Бога, укрепляем нашу надежду на вечную жизнь. Через крещение мы принадлежим Христу, творим Его Мистическое Тело, т.е. Церковь и отсюда живем надеждой соединения с Ним в славе Небесной. Торжество Успения Пресвятой Богородицы ясно показывает, что цель нашей жизни есть жизнь вечная на Небесах или жизнь в общении с Богом Отцом. Мария показывает нам путь на Небеса. Это смиренное служение Богу и людям. Со смирения рождается песня хвалы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем».

Сведения о кончине и погребении Пресвятой Богородицы многие исследователи считают не точными. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься. Согласно желанию Богоматери Её тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Её кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы. Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и её свобода от первородного греха, является догмой римско-католического вероучения.

Как и в другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение Святой Мессы и совершение молитв. В некоторых странах Западной Европы, например, Австрии, Греции, Франции, Италии, этот день является национальным праздником и выходным.

В отличие от православных и грекокатоликов, только начинающих постом (с 14 августа) подготовку к Успению Пресвятой Богородицы, римокатолики встретят этот праздник уже 15 августа. На Востоке и на Западе он имеет различные названия. Греки называли его Koimesis — «погружение в сон» (от церковно-славянского — успение), а на Западе закрепилось латинское название Assumption — «взятие», «принятие», поэтому в Украине католики латинского обряда используют не только устоявшееся в православной и грекокатолической традиции «Успение», но и название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

О последних днях жизни Девы Марии известно из работ церковных писателей II—III вв. еков. В самой древней из них, «Переход Святой Марии», рассказывается, что в день смерти Богородицы для прощания с ней из разных мест чудесным образом собрались все апостолы, кроме Фомы. Он пришел в Иерусалим только через три дня и захотел в последний раз увидеть Марию. Но, когда гробницу открыли, в ней нашли лишь погребальные пелены (по другим источникам, букет роз).

Традиция отмечать Успение Богородицы зародилась в Иерусалиме. С VI века благодаря кесарю Маврикию этот праздник был введен во всей Византийской церкви (дату празднования, 15 августа, кесарь выбрал в память о победе над персами). Позже торжество появилось и в римской литургии, в VIII веке получив название Взятие на небо Пресвятой Девы Марии. 1 ноября 1950 года Папа Пий XII особым декретом принял догмат о том, что Непорочная Матерь Божья Приснодева Мария, закончив земную жизнь, была взята на небо телом и душой. По католической традиции сразу за Вознесением последовало Коронование Богоматери Царицей Небесной. Интересно, что провозглашение догмата о взятии на небо Пресвятой Богородицы — это единственный более чем за 140 лет со дня принятия догмата о папской непогрешимости случай, когда Папа воспользовался своим правом провозгласить новое учение.

Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковными процессиями. Верующие в этот день, выражая благодарность Богу за полученный урожай и в надежде на дальнейшее заступничество Мадонны, приносят для освящения и в дар церквям и часовням, посвященным Божьей Матери, плоды нового урожая, колосья злаков, цветы и травы. В некоторых местностях женщины плетут веночки из цветов, которыми украшают жилые помещения.

В ряде европейских стран, например, в Польше, Австрии, Греции, Франции, этот день является национальным праздником и выходным.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об истории и традициях праздника Происхождения (изнесения) честных Древ Животворящего Креста Господня.

ДУШЕ ПОЛЕЗНЫЕ РАССКАЗЫ... """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" Вместо колонии, он забирал к себе самых отпетых детей-преступников. Часто можно услышать мнение, что перевоспитать преступника невозможно. Мол, сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит. А если человек ступил на стезю преступника еще в совсем юном возрасте, он неисправим. Впрочем, герой нашего сегодняшнего рассказа, Вячеслав Горелов, не согласен с этим. Он уже более двух десятков лет возится с трудными подростками, приучая их к нормальной жизни. Его методы инновационные и чрезвычайно эффективные. Через его руки прошло уже 5 000 хулиганов и более 1 500 сирот! Идея Вячеслава предельно проста: нужно просто показать юным преступникам, что существует другая жизнь и она гораздо лучше воровской! «Потенциальный уголовник думает только о том, как не попасться. А когда он хорошую жизнь увидит - какой ему смысл возвращаться в тюрьму?» - объясняет свою точку зрения Горелов. Он купил несколько избушек на берегу реки Обвы и основал летнюю школу начинающего фермера. Там жили и трудились трудные дети из детских домов, на которых воспитатели давно махнули рукой. «Сироты ко мне разные попадали. У многих было по две судимости уже. Я решил, что ребят можно развивать в сельском хозяйстве. У нас были своеобразные сберкнижки, на которые записывалась заслуженная зарплата. В нашем “банке” можно было взять в кредит рыболовное снаряжение: удочки, спиннинги. Старшеклассникам-сиротам я предлагал выращивать для детского дома картофель, свеклу или морковь. У нас велась борьба с курением и матом. Даешь обещание, что не будешь курить, - двойной оклад за смену. Закуришь - все премии сгорают. То же и с матом: за каждое бранное слово нужно было колоть дрова», - поделился Вячеслав Горелов методами своего воспитания. Думаете, этот человек - настоящий герой? Для большинства людей так и есть, но государство считает совсем иначе… «У меня был проект “Из зала суда на поруки”. Вместо колонии я предлагал забирать ребят к себе. Но мне сказали, что если всех ко мне отправят - сидеть некому будет. Чем больше людей в тюрьмах, тем больше выделяют бюджет. А если отдать ребят в частный проект, то чиновники этих денег лишатся», - поделился Вячеслав наболевшим. К сожалению, это далеко не единственный случай, когда государство вставляет палки Горелову в колеса. «Я начал заниматься трудными детьми в 1994 году. Тогда преступность в Перми особенно разгулялась, и я придумал, как перевоспитывать трудных подростков. Я решил осуществлять это при помощи туризма и разработал 5 маршрутов, которые включали пешие походы, сплавы по рекам и прогулки на лошадях. Я выкупил заброшенную турбазу в тайге, чтобы сделать “Артек” для хулиганов. Но, когда дело пошло на лад, базу отобрали чиновники, а меня назначили заместителем директора. В 2000 году мне выдали премию от руководства. Я открыл конверт, а там сто рублей… Тогда я написал заявление об увольнении…» Затем Вячеслав основал «Школу фермеров», но опять, как только дело заработало, появились пряпятствия. Три года назад проект Горелова получил государственную премию в виде 47 миллионов рублей. Но Вячеслав при этом практически всё потерял! Горелову сообщили, что треть суммы на проект он должен найти самостоятельно. Он взял кредит на 9,5 миллионов рублей, построил пять домов и две фермы… В итоге компания пережила рейдерский захват, и Вячеслав едва не лишился построенной им агродеревни! Впрочем, невзгоды не могут остановить Горелова, и он продолжает посвящать всего себя трудным детям, ведь бесконечно любит это занятие. У самого Вячеслава шестнадцать детей, половина родных, а половина - его бывшие воспитанники. Именно на энтузиазме таких выдающихся людей и держится наш мир. И если вас поразила история Вячеслава Горелова, расскажите об этом необыкновенном человеке друзьям.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!