История веера. А это топографическая карта в виде веера

Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.
(Г.ДЕРЖАВИН Веер)

Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров. Он якобы пробрался в спальню к Психее, где его и поймал на месте преступления оскорбленный муж Эрос. Мало того что тумаков надавал, так еще и оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрос быстро сменил свой гнев на милость.

Не отстали от Богов и люди – Ева, первый раз увидев Адама, быстро сорвала лист пальмы и «спряталась» за ним. С тех пор веер стал своего рода последней преградой в отношениях женщины и мужчины – убирая его, дамы открывали себя для поцелуев, отношений и любви. К тому же скромницы, целуясь, могли прятаться за ним от посторонних глаз.


Особый подход к вееру – на Востоке. Так, в Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – «носитель веера с левой стороны».

Подобные функции имел веер в Индии и Персии. В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось «флабеллум»; этими веерами специальные молодые невольники обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о «табеллае» – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи. В росписях античных ваз часто встречаются изображения вееров различных форм. В Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды – опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений. Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу. Наиболее распространенная форма веера в XVI веке – четверть круга или прямоугольный флажок на древке.


Складной веер появился на свет гораздо позднее веера-опахала — он был изобретен в Японии в VII веке. Появление складного веера в Китае относится к X веку. Складные веера состояли из плоских резных пластин кости, перламутра, черепахи, дерева и др., соединенных между собой, или из костяного и т.п. остова, покрытого пергаментом, бумагой, шелком. Веер – важнейшая деталь японского костюма и японского быта. Первые складные веера – «оги» – были принадлежностью мужчины: воины носили эти веера за поясом, наравне с оружием. Потом самураи стали использовать веера для подачи сигналов, и только в X веке веер получает распространение в аристократических кругах. В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию (при Екатерине Медичи).

Складной веер в форме полукруга открыл совершенно новую блестящую эпоху в жизни веера, расцветом которой стал XVII век – законодательницей моды в этот период была Франция. «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром», — так поговаривали знатоки тогдашней моды. Мадам де Сталь писала: «Из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер». «Полезный эфир», «ширма справедливости» — определения веера в XVIII веке. Было придумано даже гадание на веерах. При выборе царицы бала устроитель празднования посылал ей накануне веер, пару перчаток и цветы.


А церковь видела в веере вообще дьявольский умысел – она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия.
Возможно, в силу именно этих причин в даже 17-18 веках, когда веера уже вошли в моду, французским придворным дамам категорически запрещалось открывать веер в присутствии высочайших особ, короля и королевы.


В России в ту пору такие вещицы были иноземной диковинкой: редкие экземпляры этих изысканных аксессуаров хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве». Веер в России только в 18 веке, после массовой европеизации, проведенной Петром Первым, становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета. В царствование Елизаветы Петровны в Москве возникла первая веерная фабрика, которая было основана 1 сентября 1751 года.


Во второй половине XVIII века веер в России – обязательная и активная деталь всех балов, торжеств, приемов. Он окончательно утрачивает свое первоначальное утилитарное значение и становится изощренным орудием женского кокетства. «Веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги».


В искусстве пользования веером требовалось большое умение, ловкость, изобретательность. Был разработан целый комплекс веерных манипуляций для испытания поклонников и обожателей. В эпоху Екатерины II стремление веселиться и нравиться, привлекать мужчин, затмевать соперниц было основными желаниями женщин, которые превращаются в настоящих обольстительниц с веером в руках. Екатерининский веер не ограничивается любовным маханием – он становится средством обнаружения скрытых достоинств красавицы, одно подчеркивает, другое выставляет напоказ, третье – прячет. Веер мог использоваться и как любовная почта: на нем писались или к нему прикреплялись признания, объяснения в любви, вопросы и ответы. В XVIII веке веер вообще часто служил своеобразной «библиотекой» любовных стихов, афоризмов, анекдотов, песен, нот. Начертанные на оборотной стороне экрана эти «произведения» помогали их владелицам быть яркими и остроумными, развлекали участников вечеров, играли роль любовных посланий.


С наступлением 19 столетия мода на веера резко изменяется. В начале века в Европе и России веера становятся совсем маленькими. Часто они полностью выполняются из кости или рога, без тканевого или бумажного экрана. Весь декор сводится к ажурной резьбе. Кроме того, иногда лицевые пластины украшались золотом и драгоценными камнями. Французская писательница госпожа де Жанлис по этому поводу писала: «В то время, когда часто краснели и старались скрыть свое смущение и робость, носили большие веера: обмахиваясь веером можно было закрыться им. В настоящее время никто не желает прятаться, и потому носят только веера незаметные». На деле же ампирный веер был маленьким и незаметным, чтобы не нарушать легкость «античного» костюма, который был так популярен в период наполеоновских войн.


Новый расцвет веерного искусства связан во Франции с началом эпохи второй империи и с именем императрицы Евгении, а в России – с именем Александры Федоровны, жены Николая I, которая любила развлечения и балы, а также проявляла утонченный вкус при выборе костюма и аксессуаров. Судя по архивным данным, веера для Александры Федоровны выписывали из Парижа.


В конце 1880-х гг. в модных журналах веер фигурирует в комплекте с костюмом, как его неотъемлемая составная часть. «Веер должен подходить к каждому туалету: прежде хорошенькая женщина имела их 2-3, теперь – 20-30! Надо иметь один-два богатых веера для больших приемов и балов, а для более простых собраний – несколько простых, но изящных, подходящих к туалету». Росписи экрана вееров второй половины XIX века в Европе часто исполняют знаменитые художники-декораторы и салонные живописцы, например, Ф. Гардон, М. Лемэр, Л. Биллотей работали на крупнейшие веерные фирмы «Duvelleroy» и «Alexandre».


При Марии Федоровне, жене императора Александра III, опять начинается веерный бум. Становится модным создавать веера к определенным событиям (свадьбам, балам, рождениям, гуляньям и проч.), ставить на веере инициалы, герб владельца, писать, кому в дар предназначается веер и т.д. (часто встречаются надписи «на память»). Веера часто функционировали в качестве сувениров, их раздавали на балах как знаки внимания и сопричастности к определенному событию. Популярны были веера с портретами, например, сохранился веер Марии Федоровны, с портретом Александра III и детей, который расписывал И. Крамской. На обратной стороне веера в XIX веке часто могли быть автографы друзей владельца (веер с автографами был создан, например, к рождению у Георга I и Ольги Константиновны дочери Александры).


В начале XX века веер последний раз переживает период своего расцвета. Для экранов используется газ, тюль, вышивка, накладное шитье, блестки, роспись. На смену стилю модерн, пришедшему в веерное искусство в конце XIX века, и перенесшему на экраны и остовы вееров декоративные элементы этого стиля, приходит причудливое сочетание самых различных стилей. Ведущая роль принадлежит Франции, которая делает веера на экспорт в Америку, Индию и Россию.


В середине 1910-х гг. веер выходит из моды. Первая мировая война, оказавшаяся тяжелым испытанием, положила конец легкомыслию, с которым ассоциировался веер, а значит и самому вееру. Во времена тяжелых военных потерь это хрупкое эфемерное творение было ни к чему. Изменяется и сам образ женщины – из «водяной лилии» модерна она превращается в «сестру милосердия», а с приходом эмансипации, социализма, революций, вообще, в нечто мужеподобное в кожаной куртке. «Мы переживаем время, когда своенравное и эгоистическое владычество моды надо ниспровергнуть и на ее алтарь воздвигнуть доблестное и прекрасное строгое человеколюбие», – писала газета «Женское дело» в 1914 году.

Последовавшие за первой мировой войной события не благоприятствовали возрождению культуры веера, особенно в России, где революция, национализация и т.п вообще исключали подобную возможность. Веера «мелькнули» во времена НЭПа (в основном – страусовые), а потом – в 1950-е гг. во времена песни про Сталина и Мао ненадолго появились небольшие китайские веера из резного сандала, покрытого расписным шелком, после чего пропали совершенно.


В Китае же считали, что веер означает гармонию мужского и женского начал, соединение ян и инь, и не иметь его в доме было просто немыслимо. Мастера фен-шуй и сейчас считают веер символом творения и активно используют его в своей работе, ведь фен-шуй переводится как «быть на лесной поляне, овеваемой свежим ветром». А что, как не веер, создаст вам эту самую розу ветров и ощущение свежести? Не случайно специалисты фен-шуй уверены, что с этим аксессуаром человек всегда будет чувствовать себя комфортно, где бы он не находился. А если вам нужна дополнительная энергия, поддержка, свежие силы, уверенность, когда вы работаете, повесьте веер у себя за спиной, он должен быть расправлен, смотреть вверх и отходить от стены под углом порядка 40-50 градусов.


Вообще веер должен быть у каждой женщины. На Востоке советуют – если вам плохо, если вы больны, если вы не можете решить какую-то проблему, возьмите веер и неспешно им обмахивайтесь – он сам найдет ту энергию, которая отвечает за здоровье или информацию, и принесет ее вам, берите и пользуйтесь.

И, конечно, веер – один из самых эффектных модных аксессуаров. Карл Лагерфельд, например, вообще с ним не расстается, он считает, что энергетика веера приносит ему удачу, энергию и новые свежие идеи. Не остают и другие Модные Дома – Christian Dior, Vivienne Westwood, Giafranko Ferre очень часто прибегают к веерам в своих коллекциях, а этнический стиль вообще взял его на вечное вооружение. И все-таки больше всех от применения веера выиграл гламур – ни какая сумочка, ремень и вообще аксессуар не смогут сделать женщину такой необычной, загадочной, привлекательной, сексуальной и непохожей на других, как это делает даже самый обычный веер, что уж говорить о дизайнерких моделях.
Авторские веера Михайловой Ольги


А вы хотите поймать ветер, блистать в обществе и быть неотразимой?

В разные периоды времени люди в большей или меньшей степени использовали веера. Это приспособление появилось еще в древности. Об этом свидетельствуют памятники изобразительного искусства, а также упоминания в текстах, дошедших до наших дней.

Все веера можно разделить на два вида – не складные и складные. Несомненно, первые в истории веера не складывались. Они представляли собой лист или круг, прикрепленный к ручке. Историки предполагают, что первые опахала появились приблизительно около 9 тысяч лет назад. Однако самые ранние археологические находки относятся к периоду 770 – 256 гг. до н. э. Найденные бронзовые изделия этого времени имели на себе изображения вееров с длинными ручками. Кроме этого, при раскопках в Цзянлине (провинция Хубэй) были обнаружены некоторые части вееров, которые были сделаны из перьев, прикрепленных к деревянной ручке. В те времена наличие веера говорило о достатке и высоком статусе его владельца.

С течением времени форма вееров совершенствовалась. В период Сражающихся царств (V – ІІІ века до н.э.) в обиход входят опахала полукруглой формы, изготовленные из тонких бамбуковых пластинок. Примечательно, что веерами пользовались все слои населения - и императоры, и рабы. Последним опахала помогали перенести жару во время работы. Императоры же любили под ними отдыхать.

Позже для изготовления вееров начали использовать различные материалы. К примеру, для изготовления ручки веера использовали слоновую кость, рога зверей, бамбук и сандал, а украшали его золотом и нефритом.

В Древнем Риме и в Древней Греции опахала делали из широких листьев или перьев (как правило, павлиньих). Их прикрепляли к деревянной или костяной ручке. Названия такого приспособления в разные времена и на разных территориях отличались. К примеру, древние римляне называли веер - флабеллум, а византийцы – рипида. Последним веер достался от язычников. Византийцы применяли рипиды во время церковных богослужений. Именно от Византии Европа унаследовала веера. Изначально, они представляли собой каркас прямоугольной формы, обтянутый тканью. Первые упоминания о европейских веерах встречаются в описях, датирующихся XIV веком. Несколько позже эти опахала появляются на портретах.

В конце XVI века в Европе (сначала в Великобритании, а потом и в других странах) появились первые ост-индийские компании, которые получили право торговли с восточной Индией. Именно в это время корабли впервые начали доставлять в Европу диковинные вещи с Востока. Наряду с другими предметами, большую популярность получил и складной веер, особенно в Венеции, где этот предмет сопровождал большинство женщин во время карнавала. Веер того времени имел форму полукруга и наибольшую популярность приобрел в XVII веке.

Что касается России, то здесь история возникновения веера начинается приблизительно в XVI веке и представлял он собой опахало, сделанное из перьев, прикрепленных к деревянной или костяной ручке. Иногда их украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Складной веер известен на Руси с XVII века, однако поначалу им пользовались исключительно члены царской семьи и их окружение.

Ситуация поменялась в начале XVIII века, когда Петр I ввел в обиход высших сословий множество западных новинок. Среди них был и веер. Наибольшее распространение этот предмет получил во времена царствования Екатерины II. В этот период он стал практически обязательным атрибутом туалета большинства женщин. Дамы крайне редко выходили в свет без веера. С изменением модных тенденций менялись форма и размер вееров.

Веера из западно-европейских стран XVIII -XIXвв. Коллекция Музея искусств Метрополитен
Первые веера в Европе во всем подражали привозным китайским и японским экземплярам.
Веера делали в XVIII веке почти во всех европейских странах; к концу века они становятся дешевыми, рассчитанными на кратковременное использование.
Для второй половины XVII и XVIII вв. характерна значимость веера, как предмета изысканного быта и костюма. В это время появляется «язык вееров», особый секретный код кавалеров и дам (как язык мушек, язык цветов и прочие «языки» — характерная примета времени). Невзначай переложенный из одной руки в другую веер мог решить судьбу возлюбленного, высказать желание, назначить свидание, причем, с указанием точного времени и места. Культура этого времени с ее румянами, белилами, мушками и т.п. была вообще наполнена некими секретными кодами, поражала своей хрупкостью, эфемерностью, многозначностью, иллюзиями.

Веера и в материале, из которого они создавались, несли идею хрупкости и недолговечности: их делали из легких, (что было необходимо в силу специфики использования) хрупких и недолговечных органических материалов (кость, перламутр, дерево, ткань, бумага), и даже одним этим они уже символизировали бренность и недолговечность.



Украшенные веера миниатюрами - одни из самых особенных моделей вееров в Европе XVI-XX вв.
Расцвет расписных вееров приходится на время правления Людовика XIV и Людовика XV. В XVII веке были распространены сюжеты китайские и «версальские», цветы, пейзажи, греческие мифы, галантные и любовные сцены, пасторали, сюжеты из Библии, аллегории (как в составе сюжетной росписи, так и в виде самостоятельных мотивов). Часто сюжеты, напоминали картины Ватто, Буше, Фрагонара, хотя росписью вееров и в действительности занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше - расписывать веера было почётно.

Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.
(Г.Р.Державин)


Если есть желание рассмотреть поподробнее рисунки вееров, то можно щелкнув на картинку выйти на мои Яндекс-фотки - там размеры намного больше.

Обращаю ваше внимание, что это один и тот же веер, расписанный с обеих сторон. Надо отметить, что роспись с обеих сторон была различна, хотя и выдержана в одном стиле. В посте встречается достаточно много подобных двухсторонних вариантов одного веера, что можно будет увидеть по стилю оформления.




У вееров 18-го века есть аромат подлинности в том, что на них изображена действительность. Описание костюмов детализировано, и общее качество живописи усовершенствовано с детальной цветовой палитрой. В 19-м веке было модно повторять рисунок веера из предыдущей эпохи. Но есть один интересный способ распознать время изготовления веера - по цвету волос изображаемых людей, который появляется порошкообразный серым по цвету парика, а не естественным - нюанс, которым викторианцы пренебрегали.


Очень интересен этот французский веер тем, что на с одной стороны рисунка мы мерзнем, а с другой согреваемся.


Примерно в таком же стиле как предыдущий, оформлен и этот веер, где на одной стороне - прекрасное место, а на другой - веселая компания, там собирающаяся.
Кроме того, это один из первых примеров использования лака, изготовленного в Европе фирмой"Vernis Martin", потому что семья Martin в начале 18-го века и стала известна изобретением лака. Лак впоследствии использовался на веерах европейского производства, чтобы подражать китайскому лаку.

Декоративные изображения на веерах порой смешивают китайские и западные исторические мотивы. Птицы происходят из китайских форм и цветочных корзин рококо, и C-свитки взяты из французского словаря дизайна 18-го века.


Яркие пастельные цвета - выдающаяся особенность этого веера. Типичный для проектов веера, этот переполнен контрастирующими образами. Тщательно продуманные палки имеют решительно китайский эстетичный, но изображают эти Три Грации от греческой мифологии, которые представляют радость, очарование и красоту. Эти образы в свою очередь контрастируют значительно с пасторальной сценой пастуха козы. Обратная сторона веера:


Хороший пример точно подробного рассказа библии; служит двойной цели наличия религиозного основания, но также и события, имеющего место на очень экзотической земле, где есть возможность иллюстрировать тщательно продуманную одежду, восхитительную архитектуру и памятники Египта






Единственный американский веер 19 века, представленный здесь. Хотя все эти веера в свое время были приобретены в Европе в коллекции для своих жен американскими магнатами, а затем переданы потомками в Музей Метрополитен США.


В начале листьев веера 18-го века дизайн часто покрывал полный лист, как показано здесь. Живопись и на передней и задней части точно выполнена, и на, в отличие от многих примеров, где спина минимально украшена, фронт и спина одинаково покрыты точно подробными сценами. В ранних веерах лакируемые палки были китайским импортом, но вокруг конца первого квартала 18-го века, европейцы начали созданные лакируемые палки, чтобы подражать китайским. Это, вероятно, китайский импорт.


Французский живописец, дизайнер, модельер и иллюстратор Жорж Барбье (George Barbier) (1882-1932) является одним из крупнейших графиков первой трети XX века и входит в число создателей стиля арт-деко.
Жорж Барбье известен прежде всего своими иллюстрациями моды в "Gazette du bon ton", "Journal des dames" и других французских публикациях периода Ар-деко. Менее известный его декоративные искусства, такие как этот веер, дизайн которого был издан в "Journal des dames" в 1912


Необычный, но богатый источник для получения информации о садах, этот веер восемнадцатого века - столь восхитительный объект для рассматривания сегодня, как это, должно быть, было для его первоначального владельца. Остроумным способом поклонник показывает различные развлечения, предлагаемые в том, что похоже на прототип парка развлечений, возможно Prater в Вене, известной таким общественным развлечением. Действия, из которых можно было выбрать, показывают во всех их деталях: здесь пары пытаются стрелять в цели, там леди качаются высоко в неосновательно построенном предшественнике колеса обозрения, продвигаемого вручную. Другие посетители, все разодетые, прогуливаются или наслаждаются закусками.

Нашла в и-нете потрясающую коллекцию вееров,мимо которой не смогла пройти)Делюсь с вами)Для всех любителей красоты даю ссылку на галерею,в которой представлено огромное количество вееров 18-20 веков на любой вкус.Я помещаю сюда лишь некоторые из них,наиболее мне понравившиеся)

Веера восемнадцатого века


Складной веер "Корзина Моисея в камышах"

Англия, около 1710/20

Пластины этого веера чередуюся черепахового и белого перламутра. Это был единственный способ использовать очень хрупкий материал радужной оболочки в производстве предметов. Гофрированный внутренний стержнень из слоновой кости украшают орнаменты золотых цветов. В центре в окружении деревьев изображена сцена из Библии.


Складной веер "Крещение Иисуса"

Нидерланды, 1740

Веер выполнен в типичных для голландии голубых и зеленоватых тонах. На нем изображено крещения Иисуса Иоанном в Иордане. Святой Дух витает, как голубь,на небе. Сцена окружена деревьями и замок на заднем плане.Детали выполнены из слоновой кости



Складной веер "пикник в деревне"

Голландия или Германия (?) В 1760/70

Тонкие стержни веера покрыты сусальным золотом и окрашены в цветочные узоры. В нижней части Deckstab также другие стержни росписаны цветами. На рисунке изображено придворное общество, которое появилось в сельской местности, на пикник.



Складной веер "Святое семейство"

Англия, 1780

Полихромная окраска, в середине изображение Иосифа и Марии, и сына Иисуса Святое семейство "в настоящее время" на обратном пути в Назарет, откуда оно бежала в Египет, чтобы избежать детоубийство Ирода. Только после его смерти, они могут чувствовать себя в безопасности там снова. Цель их пути уже видна в нежных красках.Палочки веера из слоновой кости палочки украшены резным орнаментом в виде китайской пагоды.



Складной веер "Четыре времени года"

Франция в 1775/80

Изготовлен французскими подданными времен Людовика XVI. Веер разделен на четыре области, которые представляют четыре времени года. Весна символизирует леди на фоне зеленого пейзажа, Осенью изображена молодым человеком, окруженным виноградниками.На правой области старый человека и херувим с дровами для костра. Четыре сцены окружены каркасом,в пространствах между ними изображены музыкальные инструмены, посуда, и кувшин с вином. Три монографии над каждым расшиты блестками



Складной веер "Влюблённые в парке"

Франция, 1780

Прекрасный веер в стиле рококо с лезвием из твердого шелка. Фон для трех патронов полихромен написан последовательным затенением тонкими продольными и вертикальными полосами, которые выполнены в гармонии с разбросанными цветами и бесчисленными крошечными блестками и тонкими узорами орнамента. На веере изображены фигурные сцены свиданий юного воздыхателя со своей дамой сердца



Складной веер "танцующий"

Северная Франция (?), 1780

Фламандский веер состоит из нескольких симметрично расположенных патронов различной формы и размеров, которые частично перекрываются. Основная сцена изображает компанию музыкантов, один играет на волынке другой на флейте танцорам.

Веера девятнадцатого века



Складной веер ("а-ля Cathédrale")

Франция, 1830

Тонкие стержни украшены равномерно симметричными узорами и розетками, которые были дополнительно подчеркнуты золотой краской. Широкое панно изображает сельскую идиллию в вечерних сумерках.



Складной веер "Евфросиния и Апполон"
Франция, 1830

На веере с обеих сторон изображены мифологические фигуры. Только контуры заранее отпечатанны лица расписанны вручную. Сцена разыгрывается на фоне романтического пейзажа реки. На рок муза Каллиопа сидит с доски, Жемчужина баров были выгравированы с обеих сторон в виде цветочных лоз, рогов изобилия, гирлянды и любви алтари в сопровождении золотым напылением, украшенные две крошечные цветочные вазы.



Складной веер "бой быков в честь Изабеллы II"

Испания, 1850

На веере изображён последний бой Спирс, который состоялся на площади Пласа Майор в Мадриде, на празднование свадьбы королевы Изабеллы II (1830-1904) и князя Франсиско де Асис де Бурбон (1822-1902) в 1846 году.



Складной веер "Моисей добывает воду из скалы"

Испания, в середине 19-го Век

На переднем плане изображена сцена из библии, а именно история Моисея из Ветхого Завета. Моисей ударяет Богом стержня о скалу,в результате чего образуетсы источник. Таким образом ему удается спасти свой народ от смертельной жажды.



Складной веер "мексиканский "

Испания (для южноамериканского рынка) в 1850/60

Очень необычный веер.его стержни очень длинные по сравнению с узким "листом" .Веера такого рода часто называют "мексиканские фаны", потому что они были созданы в основном на экспорт в Южную Америку, Мексику т.д.. На листе изображены многочисленные группы людей в платьях стиля рококо.



Складной веер "благородных пары"

Франция (?) Или Испании 1850/60

Ручная роспись листа показывает аристократическое общество, отдыхающее в парке



Складной веер "проситель до Сент-Луиса "

Испания и Франция (на испанском рынке) в 1850/60

Невероятно тяжелый и замысловатый веер, который пояаился, вероятно, во Франции,а затем экспортировался в Испанию. Перламутровые палочки украшены сложной листвой и снабжены большим количеством золота. Ручная раскраска печати показывает, открытый суд. Во главе его находится Луи IX. король Франции



Складной веер "в парке развлечений"

Англии или Испании (?), Mid-19 Век

Очень полихромных фанат середины 19-го Века, чьи литографии изображают придворное общество рококо в парке.



Складной веер " Общество рококо на террасе"

Франция (?) В 1850/60

Этот слишком идеализированный образ очень четко показывает, преобладающие вкус середине 19-го Века, в котором в моду вернулся стиль рококо. Литографическиа полихромная сцена была окрашена вручную. На обратной стороне в центре ручная роспись итальянский архитектурный дизайн ландшафта окруженного цветами. Перламутровые палочки украшены цветочными мотивами в золотой оправе, с двумя стержнями образуют непрерывный орнамент.



Складной веер "Влюблённые"

Франция, 1860

В работе показан, идеализированный вежливый человек всельской местности. На переднем плане, три пары можно увидеть, но и средних, вися ангелы увенчается цветочные гирлянды. За этим две дамы и два путти с круглым столом камень и цветок корзины. На заднем плане есть еще один человек украшения. Частично золоченом жемчужина палочки в трех кривых и свитки цветочных завитков оформлена разделить картриджи, которые были сданы на хранение тончайший перламутр.



Складной веер

Франция (для английского рынка), 1880

В середине листа, четыре женщины и один мужчина с завязанными глазами одеты в одежды стиля рококо, играют в жмурки-весьма популярная игра того времени. Три выступления обрамлены орнаментом в виде гирлянд, свитков и других украшений.

Веера на рубеже веков



Складной веер Франции 1895/1900



Складной веер (календарный) США, 1899



Складной веер Австрия (?), 1900



Складной веер Франция, около 1905

(с)полная галерея разных вееров находится

Светлана Тюлякова

Старинные веера . История и фотографии .

Каких только вееров не было в истории - здесь в основном европейские, 18-начала 20 века.

Веера были из кружева , ткани, бумаги, украшенные драгоценными камнями; веера в стиле «бризе» , из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Для изготовления вееров использовали драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи.

Делались они иногда с зеркальцем и окошечками, чтобы подсматривать тайком,существовало множество ухищрений, связанных с веером и специальный "язык" вееров .

В эпоху Людовика XIV (1638-1715) веера во Франции достигли необыкновенного совершенства. Благодаря влиянию маркизы де Помпадур веера расписывают великолепные живописцы, такие как Ватто, Буше и др.

Если кавалера той эпохи мы представляем со шпагой в руке, то дамским ее эквивалентом следует признать веер .

С революционными событиями цветы, амуры и пастушки, изображенные на веерах , уступают свое место портретам политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий. Веера изготавливают в этот период из грубой материи.

В период Директории в моду входят веера -лилипуты небольших размеров, мода на них держится довольно долго. Во второй половине 19 в. веер сохраняется преимущественно только в бальных залах.

В веера вставляли зеркальца , которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде – обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик : ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.



Дамы предпочитали складные веера-гармошки . Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками. Постепенно размеры стали уменьшаться, все большее значение придавалось ажурным рейкам конструкции, а не полотну, их соединяющему. Такие ажурные веера получили даже особое название – «скелетики» .

Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев . Из средства охлаждения он превратился в символ власти – были времена, когда им могли пользоваться только знатные люди. Особенное значение вееру придавали в сложных японских церемониях. У каждого веера было свое предназначение – веер для дворца , веер для войны , веер для танцев веер для сопровождения чайной церемонии.

Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая. Можно вспомнить Клеопатру, которая любила нежиться на берегу Нила, охлаждаемая легким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров . Почитателями вееров стали и греки , и римляне. Веер поднялся до вершины Олимпа, вошел в мифологию весьма нежным образом – как атрибут богини любви Афродиты. В Риме его называли «флабелум» . Там делали веера с очень длинной ручкой, что иногда требовало использования «флабелиферов» , то есть рабов, изучивших искусство размахивать веером грациозно и деликатно. Не каждый умел пользоваться им хорошо, и это создало новую профессию.

Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности - они изготовлялись из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии - символом военной власти.


Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII-II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров : на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника , лотоса. В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками - картинками, каллиграфией. Опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. Особую роль веер играет в японском театре Кабуки.

Японские мастера меняли, совершенствовали формы и создали в результате складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной бумаги. Они назывались сэнсу. И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров .

В Европе во всеобщее употребление веера входят в 16 в . В Испании делают вентароппу, в Италии - веера круглой формы и веера , украшенные перьями, - они входят в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи. Вообще, в Италии изготавливались веера различной формы в виде древесного листа, украшенного цветами, складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок - веер , поэтому она была названа «покровительницей вееров » .

Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII век. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за его легким крылом скрывались томные взгляды. Веер стал средством общения. Он давал возможность говорить о многом более красноречиво и с меньшим риском. Тогдашнее высшее общество, живущее лихорадочной светской жизнью, испытывало постоянную потребность в ухаживании, комплиментах, в рассказах о любовных приключениях.


Это было известно Гольдони, который в своих комедиях использовал возможности игры двусмысленностей посредством этого нового любовного инструмента.

Наряду со складывающимися веерами из пергамента , использовались разноцветные веера из перьев павлина или страуса. Веер носили подвешенным к поясу при помощи золотой цепочки. Но настоящий бум был впереди. В XVII веке появились веера из кружева , украшенные зеркальцем или драгоценными камнями; веера в стиле «бризе» , сработанные из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, поддерживаемых вверху с помощью натянутой ленты, а внизу перстнем. Украшения становились все более фантастическими, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Все больше использовались драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи. В 1673 году Людовик XIV учредил корпорацию мастеров по изготовлению вееров , творения которых шли нарасхват у парижских кокеток. Эти салонные дамы, по словам Мольера, были просто «смешными фантазерками» , скрывавшими тщательно расписанные лица за «ширмами целомудрия» .

В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера : с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим. Для серьезных людей были серьезные веера , расписанные знаменитыми художниками.




Язык веера

Франция. 1774 г. Еще со времен испанской моды сложился язык веера .

Веер был для светских дам XVIII века не только опахалом, но и «семафором» , и иногда «прибором наблюдения» . В традициях средневековой испанской школы тем или иным образом раскрытый или повернутый веер говорил «да» или «нет» , назначал свидание или указывал на те или иные чувства…

Если его резко складывали, то как бы произносили : «Вы мне неинтересны!» .

Развернутый, прикрывающий грудь веер молил : «Будьте сдержанным» .

Веер , направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт.

Антипатию выражал узкий конец сложенного веера , а дуга, описанная им, предупреждала : «За нами следят.» .

Когда сложенный веер держали прямо , это значило : «Говорите смело» .

Если развертывали одну створку - предлагали братскую, чистую дружбу; если две - влюбленную дружбу.

Раздвинуть три створки было все равно что признаться : «Я вас люблю» ;

полностью раскрытый веер - назначить свидание в доме кавалера;

раскрыть и резко сложить - свидание у дамы. «Когда?» - «В три часа в четверг» , - отвечают три легких удара пальчиком по четвертой створке и т. п.












Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!