Знамя мира рериха что означает. Значение символа знамени мира. История Пакта Рериха

Знамя Мира – неотъемлемая принадлежность Пакта Рериха об охране культурных ценностей и в военное и в мирное время.

Оно представляет собой белое полотнище, на котором изображена амарантовая окружность, а внутри неё три амарантовых круга.

Каждое знамя несёт определённую символику. Не исключение и Знамя Мира.

Что оно обозначает? Н. К. Рерих в 1939 году писал: «Просят объяснить, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом вечности. Для других ближе пояснение, сто религия, знание и искусство в кольце вечности. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения…»

Конечно, эта трактовка, которую дал Николай Константинович, необыкновенно близка к смыслу, к содержанию Пакта Рериха.

Нельзя сказать, что эти знаки возникли только в эпохи, приближенные к нашему времени. Нет, наоборот, эти знаки ведут к далёкому доисторическому (до Рождества Христова) времени.

В давние времена само течение времени мыслилось циклически. «За рождением уж смерть приходит, а за смертью вновь рождение идёт», то есть, вся история повторяется во времени. Так в гимнах древнеиндийской Ригведы победа бога – громовержца над змием может быть и в прошлом, и в будущем или в настоящем времени.

Как и многим из нас сейчас, так и в далёкие прошедшие времена для развитого человека понятна двухполюсность каждой проявленной вещи, каждой энергии. Но, кроме того есть срединное состояние между ними или над ними. И это понятие выражалось тремя точками: две в один ряд, а одна над ними.

В древних земледельческих культурах точка обозначала всходы, или полураспустившийся росток, то есть была символом зарождающейся жизни. Но в каждом ростке отмечается корешок, стебелёк, листочек, то опять же это обозначение триединства.
Но возможно, что три точки – это триединство жизни: отец, мать и ребёнок.

К такому триединству можно отнести изображение трилистников на одеждах жрецов в долине Инда в 1V – 11 тысячелетиях до нашей эры. Такие же трилистники имелись на одеждах жрецов в Ирландии еще до возникновения христианства.

Имеется еще трактовка этого символа, относящаяся к трем мирам. В древней Индии этими тремя мирами были небо, земля и воздух между ними. А при возникновении буддизма утверждались миры: «мир страстей» - наша земля, преисподняя и мир богов; затем «мир форм» и еще более высокий «мир без форм», который был более утонченным.

И в Учении Живой Этики отмечаются миры: кама – страстей, рупа – формы и арупа – без формы. Они соотносятся с Плотным, Тонким и Огненным мирами.

Ученые предлагают еще одно толкование триединства – солярный знак: рассвет, полдень, закат. Это отражалось в деревянной резьбе русских изб. А в «Слове о полку Игореве» солнце названо трехсветным.

И еще одна трактовка знака триединства. Ученые считают. Что в древности у первобытных людей не было счета, а была тройственность – три грамматических числа: единственное, двойственное и множественное. Отсюда в сказках трехглавый змей (сверхпрожорливость), отсюда и поговорка: «Ест в три горла», отсюда и три сказочных царства, три трудные задачи героя (проверка всех возможных качеств). Даже считалось, что заклинания надо произносить три раза.

Триединство имеет место в религиозных и философских системах. Так в древнем Египте имелась триада богов: Матерь, отец, сын. Примером являются Изида, Осирис и Гор. В греческих Великих Дионисских мистериях три трагических поэта должны были создать три трагических поэмы.

И у неоплатоников была триада: дух, душа и тело.

И в христианстве имеется множество изображений троицы на образах, на иконах, на одежде духовных лиц, даже на рыцарском оружии.

Велико также символическое значение круга. Он означает целостность, завершенность. В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской представлено первое после Пролайи (замирания) возникновение Вселенной в виде белого круга на черном фоне.

В буддизме на танхах (буддийских иконах) небо Тушиты (высшее Небо) отграничено радужным кругом. Можно также вспомнить «Три драгоценности» в буддизме (Будда, Его Учение и Община). Можно также вспомнить три тела Будды, три степени познания: невежество, логическое знание и высшее – интуитивное. Последнее, как говорит нам Учение Живой Этики, является чувствознанием сердца.

Обращает на себя внимание, что Знамя Мира выполнено в двух цветах: амарантовом и белом.

Белый цвет, как всем известно, означает чистоту. Это символ Света, сияния и Красоты. Он связывается с Высшим Миром и образом Матери Мира. Красный цвет (амарантовый), цвет крови, символизирует нижний мир, мир плотной материи, мир страстей, мир животной жизни. А соединение этих цветов символизирует связь Мира Высшего (Мира Духа) и низшего (тела).

Много значений имеет Знамя Мира, во многих религиях использовался его символизм. Но его значение гораздо глубже, оно сакральное. И всю глубину значения символов мы не можем считать исчерпанным. Н.К.Рерих сказал: «Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан лишь на одном фольклоре. И никто, ни одна страна, ни одна организация, ни одна религия не имеет права считать его только своим. Он принадлежит всему миру. «Знак Триединства оказался раскинутым по всему Миру», - писал Н.К.Рерих.

И еще одна цитата Н.К.Рериха: «Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гесер - Хана и Ригден Джапо. Он же на тамге Тамерлана Он же был и на гербе папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе святого Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении преподобного Сергия. Он же на гербе Самарканда. Он же в Эфиопии и на коптских древностях. Он же на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран тот же знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия»

В работе использовался материал статьи А.Л.Барковой «Символика Знамени Мира Рериха» с сайта «День Культуры»
и Н.К.Рерих Знамя Мира» М. 1999год

Рецензии

http://agnivesti.ru/news28698
Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых сокровищ». (Н.К.Рерих, ПРИВЕТ КОНФЕРЕНЦИИ ЗНАМЕНИ МИРА, Держава Света, 1931 г.).

Недавно, 24 июня 2019 года, Хамовнический районный суд города Москвы рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Международной Общественной Организации Лиги Защиты Культуры (МЛЗК) о ликвидации некоммерческой организации, о признании прекратившей деятельность и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Знак этой триады встречается во всем Мире и может иметь несколько толкований.
Его можно принять как триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог- Святой Дух; как символ прошлого, настоящего и будущего, включенных в кольцо Вечности; как науку, искусство и религию в единой окружности Культуры; как Красоту, Любовь и действие; как Огонь, энергию и Иерархию; как три Мира - Земной, Тонкий, Огненный; как три тела - физическое, тонкое и Огненное. Но как бы Знак не толковался, он всегда имел универсальный характер.
Древнейший из символов Индии - Чинтамани - Знак Счастья, включает в себя эту триаду. Ее можно увидеть в Небесном Храме в Пекине. Этот Знак связан с Тремя Сокровищами Тибета. Он появляется в известной картине Мемлинга (Нидерландский живописец, около 1440-94гг.) на груди Христа, на Страсбургской Богоматери, на щитах крестоносцев и на гербе ордена тамплиеров.
Знак этот стоит и на мечах кавказцев, так называемых «гурдах». Символ этот связан с несколькими философскими системами. Он появляется на образах Гесэр-Хана и Ригден Джапо, на «тамге» Тамерлана и на гербе римских пап. Он изображен в картинах древних испанских художников и Тициана, на древних иконах Святого Николы, Святого Сергия и Святой Троицы.
Знак Знамени Мира появляется на гербе Самарканда, на древностях Эфиопии и коптов, на скалах Монголии, на тибетских кольцах и на нагрудниках в Лахоле, Ладаке и почти во всех Гималайских землях, а также на керамике Эпохи неолита. Знак этот часто встречается и на буддийских флагах.
Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах.
Знак Знамени Мира несет в себе высокую, чистую энергию и осознанно принятый, является лучшей защитой от многих болезней, бед и влияния сил тьмы.
Знак этот - символ грядущего Нового Мира и беспредельной, бессмертной Жизни.
Потому трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы.
По мысли Николая Константиновича Рериха (воплотившейся в международный Пакт), подобно тому, как флаги с Красным Крестом охраняют госпитали и больницы, так и Знамена Мира должны развеваться над музеями, театрами, библиотеками и другими учреждениями Культуры, чтобы спасти их от разрушения.
Пакт Рериха и Знамя Мира привлекли к себе внимание широкой мировой общественности. Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Рабиндранат Тагор, Джавахарлал Неру, Герберт Уэльс выступили в поддержку Пакта.
В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха был подписан заключительный акт Международной Конференции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Конвенция была ратифицирована многими странами, в том числе и СССР.
Сердце человеческое хочет мира, - многие люди на всех континентах понимают Зов о Культуре, о Светлом сотрудничестве, стремятся спасти, уберечь культурные ценности, как и все лучшее, созданное человечеством.
И этот Сокровенный Символ, данный Свыше всему человечеству, и насчитывающий многие тысячи лет, темные силы тайно зарегистрировали в Российском агентстве по патентам и товарным знакам как «торговый знак мцр»! То есть, Шапошниковой совершено Космическое преступление - кощунство, которое по Космическим Законам считается особо тяжким и не Прощается (в том числе и тем, кто это кощунство поддерживает). Так, руководство «международного центра Рерихов» и его последователи окончательно разоблачили себя как служители тьмы под личиной Света и утвердили для себя страшное будущее.
Но недалеко то время, когда Знак Знамени Мира - символ мира, символ Нового Космического Сознания и культурного объединения человечества, станет достоянием всех людей и утвердится в каждом Светлом человеческом сердце.
Поистине, сейчас, на пороге самых грозных за всю историю Земли Событий, этот Знак для человечества является Символом Битвы за Свет, за Спасение!

Многообразно устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своём сознаёт, что это созидательное действо пророчески выражает Новую Эру. Неуместно создаются суждения о предпочтении известному типу пуль или конвенции, определяющие, что ближе Мировому Единению - один или два броненосца с дальнобойными орудиями. Но представим себе даже и такие убийственные рассуждения, как примитивные ступени к тому же самому великому понятию Мира, которое когда-то обуздает воинственные инстинкты человечества духовными радостями созидания.

Но факт всё же остается, что пушки, хотя бы одного из избранных броненосцев, могут так же уничтожить величайшее сокровище искусства и науки, как и целый флот. Мы оплакивали библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто - "Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою". Но всё же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут опять быть разрушены.

Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры. Даже в начале своём эти меры охранения дадут многие полезные следствия. Никто не будет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании. С этой целью проект Международного Мирного Договора, охраняющего все сокровища Искусства и Науки под международно признанным флагом, представлен нашим Музеем иностранным правительствам. По этому проекту, который был представлен Государственному Департаменту и Комитету Иностранных Сношений, должно быть воспрепятствовано повторение зверств последней войны, когда было разрушено такое множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений человеческого гения. Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем, как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами. Мой план, представленный нашим Музеем, был обработан согласно кодексу Международного Права доктором Международного Права и Политических Наук Парижского Университета, лектором Института Международных Наук Г. Г. Шклявером, по совещании с профессором Альбертом Жоффр де ла Прадель, членом Гаагского Мирного Суда, вице-президентом Института Международного Права и членом Факультета Сорбонны. Оба состоят почётными советниками нашего Музея.

Первый параграф Пакта говорит: "Просветительное и художественное учреждение, художественные и научные Миссии, их персонал, собственность и собрания должны быть признаны нейтральными и как таковые должны быть охранены и уважаемы враждующими сторонами".

"Охрана и уважение означенных учреждений и миссий будет под суверенитетом договаривающихся Держав без различия подданства каждого указанного учреждения".

Когда идея международного Флага Культуры впервые была мною оповещена, мы нисколько не были удивлены, что она была встречена всеобщим интересом и энтузиазмом. Опытные государственные деятели изумлялись, как нечто подобное не было сделано уже ранее. Когда мы просили наших почётных советников д-ра Шклявера и проф. Жоффр де ла Прадель уложить этот проект в международные формулы, мы вскоре получили прекрасно оформленный Международный Договор, который сопровождался горячими общечеловеческими симпатиями.

Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов. Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своём ведёт к великому понятию Прогресса и Мира. В этом понимании, в творческом стремлении, понятие Мира становится более реальным. Это Знамя, как Страж Мира, напомнит о необходимости каталогирования всех культурных сокровищ мира. Это совсем нетрудно и в некоторых странах уже почти завершено, но всё же остается много пробелов и каждое завоевание мирового сознания должно быть приветствовано.

Флаг Красного Креста не нуждается в объяснениях даже для наиболее некультурных умов. Так же точно и Новое Знамя, этот Страж культурных сокровищ, говорит само за себя. Нетрудно объяснить даже дикарю значение охранения сокровищ Искусства и Науки. Мы часто твердим, что краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании. Теперь мы дожили до действия в этом благословенном поле и должны действовать безотлагательно. Лига Наций, которая работает для Международного Согласия, не может восстать против этого Знамени, ибо оно является одним из знаков мирного единения.

Не случайно эта идея возникла на почве Америки. По своему географическому положению Америка менее других стран в военное время находится в опасности подобных разрушений. Потому что это предложение исходит из страны, сокровища которой менее подвержены сказанной опасности, это ещё более подчеркивает, что предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего Цивилизованного Мира.

Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая ещё раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства.

Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдёт тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путём мы можем создать ещё одно приближение к расцвету Культуры и Мира.

Нью-Йорк.
Март, 1930 г.

Из сборника Николай Рерих. Держава Света . АЛАТАС, 1931

ЗНАМЯ МИРА

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это - прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всём этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак - на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана . Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана . Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда . Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях . Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах . Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища - там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространённость знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространённость этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: "noli me tangere" - не прикасайся - не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира.

Из сборника: Николай Рерих. Листы дневника. Том 2 (1936 - 1941), М.: МЦР.1995

ЗНАМЯ МИРА

Конференция в Бельгии

В конце Кали-Юги тяжкие и как бы непобедимые трудности отягощают человечество. Множество будто бы неразрешимых проблем подавляют жизнь и разделяют народы, государства, общежития, семьи... Народ безнадёжно старается разрешить их материалистическою находчивостью, но даже величайшие колоссы механической цивилизации оказываются потрясёнными. Каждый день приносит новые смятения, столкновения, недоразумения и лжетолкования. Жизнь наполняется множеством маленьких кривд. Всё вдохновляющее и зовущее ввысь становится в глазах невежд чем-то стыдным и недоступным. Так описывают Вишну-Пураны конец Кали-Юги.

Но те же Пураны возвещают также и благословенную Сатию-Югу. Какое же великое понятие, какая Благодать прежде всего будет в основе этого очищения и преображения жизни. Конечно, это будет та Благодать, которой объединяется всё вмещение, всё прекрасное, всё вдохновляющее и всё воздымающее. Поистине, это будет то великое понятие, которое человечество понимает под словом Культура. Именно к этому величайшему понятию направим всё наши лучшие мысли и творчество. В этом осознании явим древнюю мудрость для доблестного будущего. Во славу этого сокровища осознаем и нашу взаимную высокую ответственность и не будем мешать друг другу нести торжественно эту скинию Света. Поймём ежедневную работу не как отвратительные кандалы, но как Пранаяму, которая пробуждает и координирует наши высочайшие энергии. Не потеряем ни дня, ни ночи для посева благословенных семян утончения и возвышения духа и для несения культуры в широкие массы.

Для этого великого Служения был предложен наш мирный договор со Знаменем Мира для охранения всех культурных сокровищ человечества. Наш великий Рабиндранат Тагор, являющийся одним из наиболее просвещённых покровителей культуры, пишет нам следующее по поводу Пакта Мира:

"Я зорко следил за вашими замечательными достижениями в области искусства и за вашею великою гуманитарною работою во благо всех народов, для которых ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом. Я искренно радуюсь, что этот Пакт принят Музейным Комитетом Лиги Наций, и я чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия на культурную гармонию народов".

Мы не удивлялись, получая такое множество восторженных ответов по поводу нашего Знамени Мира. Прошлое наполнено ужасающими и непоправимыми разрушениями. Мы видим, что не только во время войны, но и при всех прочих заблуждениях сокровища человеческого гения беспощадно разрушались. В то же время избранные человечества понимают, что никакая эволюция невозможна без этих накоплений Культуры. Мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути Культуры, но тем заботливее мы должны охранять доступы, к ней ведущие. Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения традиции Культуры. Там, где Культура, там и Мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета Культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение, и после этого синтез открывает врата высокой культуры. Мы должны сознаться, что наши драгоценные исключительные сокровища искусства и науки даже не вполне каталогированы. Если Знамя Мира даст толчок хотя бы к этой манифестации, то уже одно это будет колоссальным достижением. Как много полезного и прекрасного может быть достигнуто простейшими средствами. Представим себе всемирный день Культуры, когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества. Среди многообразных выражений энтузиазма мы должны отметить глубокое движение женщин Америки. На последнем собрании, посвящённом Знамени Мира, представительница полумиллиона женщин В.Д. Спорборг поручилась за их поддержку Знамени Мира. Сейчас получено сочувствие трёх миллионов женщин. Велик список организаций, обществ, музеев, библиотек, школ, научных и государственных деятелей, которые выразили нам свою горячую надежду, что этот проект войдёт в жизнь. Несколько учреждений уже подняли наше Знамя над своими сокровищами. Музейный комитет Лиги Наций под председательством Ж. Дестрей, бельгийского министра, единогласно принял этот проект. А теперь, благодаря инициативе г-на К. Тюльпинка, под покровительством маркиза Адачи, президента Постоянного Международного Суда в старом городе Брюгге, организована особая Конференция, для которой выработана широкая программа. В связи с этой конференцией заслуживает большого внимания предположенная Лига Городов, объединённых тем же Знаменем Мира. К. Тюльпинк и другие просвещённые деятели горячо объединились на этой идее. Письмо из Парижа сообщает, что наш друг поэт Марк Шено уполномочен представить древний город Руан. Только что получена важная брошюра д-ра Г. Г. Шклявера под заглавием "Пакт Рериха и Лига Наций", первоначально напечатанная в Обозрении Международного Права. Автор горячо рекомендует Пакт с точки зрения международного права. Истинно, охранение сокровищ Культуры принадлежит тем всеобъединяющим основам, на которых мы можем дружественно объединиться без всяких жалких чувств зависти и злобы. Мы утомлены разрушениями и отрицаниями. Положительная созидательность есть основное качество духа человеческого. В жизни нашей всё, что может поднять и облагородить дух наш, должно иметь господствующее место. Вехи славного прошлого от раннего детства устремляют наш дух к прекрасному будущему. Поверьте, не трюизм говорить о неотложности стремлений к Культуре. Если какой-то невежда найдёт, что эта идея не нужна и излишня, скажите ему: "Бедный невежда, оставайся вне эволюции, но помни, что нас целое воинство и мы никак не отступим от идеи Знамени Мира. Если ты создашь препятствия, мы обернём твои препятствия в возможности".

Вспомните, сколько полезнейших начинаний так легко может быть введено в жизнь. Возвращаюсь к моей давнишней идее о мировом дне Культуры, когда одновременно под одним знаменем по всему миру раздастся светлое слово о сокровищах Культуры народных, всемирных. Сенотафы напоминают нам лишь о прошлом, но все соединённое с Культурою, с бесчисленными славными мученическими и гигантскими подвигами направит наш ум к будущему. Только подумайте, с какими малыми средствами человечество, в единении, может создать традицию высокого значения для молодых поколений!

Поистине, я хотел бы приветствовать Конференцию в Брюгге как начало Лиги Культуры. Хотелось, чтобы все сочлены и друзья Конференции радостно сошлись на этой всё вмещающей, всё обобщающей, всё облагораживающей мысли. В таком движении мы бы могли показать прекрасный пример всем тем, которые в невежестве разделяют, расчленяют и уничтожают. Без сомнения, внутреннее значение Конференции в Брюгге будет очень замечательным и откроет новые врата для всех будущих славных построений в области культуры. Конференция в Брюгге не окажется тем мотыльком, который обжигает крылья на первом пламени. Она образует тот светоносный легион, пламенные крылья которого будут расти в созвучии с подвигом великой красоты и славной необходимости.

В городском музее Падуи находится картина Гуариенто "Ангелы Мира". В торжественном круге собрался совет ангельский. Каждый ангел держит сферу как всеобнимающий знак и ветвь мира, которая в руке ангела сурова, как меч непобедимый. Эта картина встаёт передо мною, когда я думаю о нашей Конференции. Ангелы благостны, но непреклонны. Так же благостным и непреклонным я представляю себе легионы Мира и Культуры.

Будем приветствовать всех тех, которые, превозмогая личные трудности, обходя жалкое себялюбие, устремляют дух свой к сохранению Культуры, которая превыше всего принесёт блестящее будущее.

Всеми средствами воздымайте прекрасную необходимость Культуры. Если бы в нашем распоряжении были другие определительные величия, мы должны были бы употреблять их, говоря о самом значительном понятии мира.

Мы не должны бояться энтузиазма. Только невежды и духовно бессильные могут глумиться над этим великим и чистым чувством, но такие насмешки не что иное, как знак истинного почётного легиона. Было бы ужасно, если бы при великих выявлениях употреблялись как определительные слова "малое" и "ничтожное". Мы должны всячески оберегаться от самого постыдного действия - от умаления. Это значило бы разложение. Ничто не может мешать нам послужить сложению Культуры, поскольку мы сами верим в это и поскольку даём этому наши лучшие пламенные мысли.

Не умаляйте! Великий Агни сжигает поникшие крылья. Только в созвучии с эволюцией мы можем восходить, и ничто не может погасить бескорыстные пламенные крылья энтузиазма.

1931 г., Шантиникетан

Из сборника Николай Рерих. Держава Света . АЛАТАС, 1931

Знамя Мира является символом Пакта Рериха, первого в истории Международного Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. По определению самого Николая Константиновича Рериха это Знамя символизирует Красный Крест Культуры и призвано защищать все культурные сокровища человечества. Поэтому оно называется еще Знаменем Культуры и является универсальным объединяющим знаком для всех народов на основе Культуры.

Знак Знамени Мира – Знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Знамя Мира имеет на белом фоне три амарантовых круга в кольце, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности; синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры; три ключа жизни – любовь, красоту, знание, христианскую Троицу и др. Трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы, прошедший через тысячелетия человеческой истории. На основании этого, Знак Триединства был выбран Н.К. Рерихом для Знамени Мира — Охранителя высших сокровищ.»… Этот Флаг — эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом! » (Николай Рерих)

Знамя Мира

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Н.К. Рерих. Чинтамани

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирноcти и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

Изображение в Храме Неба. Китай

Три драгценности. Вышивка. Монголия

Герб Самарканда

Икона Святого Николая

Андрей Рублев. Троица

Маттео Джованни. Мадонна с младенцем и двумя Ангелами

Фрагмент изображения Тамерлана

Домский собор

Керамика Древней Греции

Керамика. Китай

Ханс Мемлинг. Христос с ангелами, славящими Бога Отца

В Музее Н.К. Рериха бываю регулярно. Во вторую субботу каждого месяца, а также при открытии новых выставок, здесь свободный вход. И вот я в холле второго этажа музея.

Вижу новую экспозицию, посвящённую 80-летию Пакта Рериха (это первое международное соглашение по охране культурных ценностей) и Знамени Мира.

В центре выставки размещены два знамени, рядом фотография Валерия Першина со Знаменем Мира на горной вершине Монблан. Читаю, что он заслуженный мастер спорта России по альпинизму и входит в десятку лучших альпинистов мира. Валерий Першин поднимался с этим знаменем на высочайшие вершины Америки, Азии, Европы и в этом году подарил его Музею Н.К. Рериха. Знаменитым спортсменом было также передано письмо: «…Пусть это Знамя Мира всегда охраняет бесценный Храм Культуры на сибирской земле, несёт идеи мира, добра, общинности всем настоящим и будущим посетителям Музея Н.К. Рериха!…»

На соседнем столе второе Знамя Мира, у которого тоже интересная история. Первоначально оно было подарено американкой, сотрудницей Рерихов – Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, новосибирским учёным – горным туристам, которые, поднявшись на одну из горных вершин Алтая, дали ей имя «Урусвати» – свет утренней звезды. Это имя в Индии было дано Елене Ивановне Рерих.

Мне захотелось узнать больше о Знамени Мира и знаке, который изображён на нём. В текстах, сопровождающих выставку, читаю, что Знамя Мира предложил Н.К. Рерих как отличительный знак Пакта, и оно является международным охранным Знаменем Культуры.

Знак на флаге (знак Триединства) – три амарантовых сферы в круге – символ Вечности и Единения. Существует много объяснений этого символа: искусство, наука и религия в круге Культуры; прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в кольце Вечности; любовь, красота, действие в круге Вечности.

На выставке «Символ Триединства в мировой культуре» отражена ис-тория знака, которая уходит в глубокую древность.

На фотографиях и репродукциях икон и картин вижу этот знак в Индии (3 тыс. лет до н.э.), в Египте (14 в. до н.э.), в Монголии (19 в.), на иконах древней Руси, в живописи, архитектуре. Прихожу к выводу, что это один из самых распространённых символов всех времён и народов. Получается, что знак Триединства не принадлежит какой-либо одной стране или культуре, поэтому Н.К. Рерих и предложил его как символ, единый для всего мира.

Как же Рерих пришёл к этому знаку? В одном из своих писем он пишет: «…Первая идея Знака Знамени появилась у меня от иконы Св. Троицы в Сергиевской Лавре…»

На выставке также представлены два стенда с фотографиями, которые отражают участие Знамени Мира в жизни планеты: «Знамя Мира над планетой» и «Идите и храните Знамя…».

Космонавты берут его на борт космических кораблей, выносят в открытый космос, вручают президентам стран.

Альпинисты совершают восхождения со знаменем на высочайшие горные вершины планеты.

Этот белоснежный стяг развевается над музеями Н.К. Рериха: в Новосибирске, на Алтае (с. Верх-Уймон»), в Москве, Одессе, Нью-Йорке. Если вспомнить, что знак Знамени Мира прошёл через века и через культуры разных народов, что Знамя Мира сотни раз на космических кораблях облетало вокруг Земли, десятки раз разворачивалось на горных вершинах и поднято над многими культурными учреждениями, то значит, что в этом есть какой-то особый смысл и особое значение, до конца ещё не понятое нами.

Этот символ предполагает единение не только земного человечества, но и всего Космоса, частью которого является наша Земля и каждый человек.

В Музее Рериха о культуре говорили несколько в другом ракурсе, нежели об этом пишут в энциклопедиях и словарях, – с этим понятием связано всё самое высокое и прекрасное, что есть в человеке и человечестве, что создано и принесено в мир лучшими его представителями.

С культурой неразрывно связано понятие красоты. Красивым или не-красивым, т.е. культурным или некультурным, может быть всё – мысли, слова, поступки, намерения.

На сайте музея (sibro.ru) по этой теме нашла дополнительную информацию. По словам Н.К. Рериха, культура – это почитание Света. Какой свет он подразумевал? Тот, о котором Христос сказал: «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Значит, свет есть, прежде всего, добро. Не только знание, не только просвещение, не только высокое искусство, но добро – в мыслях, чувствах, действиях. Понятие культуры неотделимо от понятия сердца. «Культура есть сердце», – пишет Н.К. Рерих. О сердце и его значении говорят все религии мира.

Получается, что не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры – ею мы объединяемся друг с другом.

Невозможно представить жизнь без картин, храмов, книг, музыки – без этих сокровищ, созданных человеческим гением, человек духовно погибнет. Поэтому все действия противников Света и направляются на духовную основу народов – культуру. И пока не случились непоправимое, человечество должно объединиться и охранять всё, что питает дух.

Н.К. Рерих всю жизнь был самоотверженным защитником Культуры. Он – инициатор Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, названного в честь его Пактом Рериха. Этот документ был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне президентом США Ф.Рузвельтом и двадцатью представителями стран Латинской Америки. Впоследствии идеи Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции, которая в 1954 году была ратифицирована большинством стран мира.

В зале много картин Н.К. Рериха, посвящённых Знамени Мира, которые оказали на меня очень большое впечатление.

На этой выставке мне запомнились слова экскурсовода о том, что мир и согласие на Земле наступят тогда, когда каждый человек во взаимоотношениях с другими людьми начнёт с самого себя – с мира внутри себя, и тогда мир этот расширится до размеров всей планеты.

Ольга Надеждина

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!